1 minute
Сокращение инвестиций в нефть, газ и уголь означает, что высокие цены сохранятся
Источник: The Economist
БОЛЬШУЮ часть последнего пятидесятилетия главным словом в энергетическом секторе было «изобилие». Отрасль, которая давно стремилась нормировать производство ископаемого топлива для поддержания высоких цен, внезапно оказалась в заложниках из-за избытка предложения, поскольку сланцевый бум в Америке снизил цены на нефть во всем мире, а чистые источники энергии, такие как ветер и солнце, стали конкурировать с другими видами топлива, используемыми для производства электроэнергии, такие как уголь и природный газ.
Однако в последние недели внимание мира привлекла скорее нехватка энергии, а не ее изобилие. На первый взгляд проявления этого в большинстве своем не связаны между собой. Обиженные автомобилисты Великобритании страдают от нехватки водителей грузовиков для доставки бензина. Отключения электроэнергии в некоторых частях Китая частично связаны с попытками страны сократить выбросы. Сокращение запасов угля на электростанциях в Индии связано с ростом цен на импортные товары.
Тем не менее, ожидается, что в ближайшие несколько лет основной фактор усугубит дефицит: сокращение инвестиций в нефтяные скважины, центры добычи природного газа и угольные шахты. Отчасти это является пережитком периода изобилия, когда годы чрезмерных инвестиций привели к усилению дисциплины в отношении капитала. Это также является результатом растущего давления на декарбонизацию. В этом году нехватка инвестиций является одной из основных причин резкого роста цен на все три энергоносителя. Цена нефти перевалила за 81 доллар за баррель после того, как Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и союзники, такие как Россия, входящие в альянс ОПЕК +, отказались от призывов увеличить добычу на встрече 4 октября.
Потенциально инфляционные потрясения не пойдут на пользу миру, который по-прежнему получает большую часть энергии из ископаемого топлива. Но это может, по крайней мере, ускорить переход к более экологичным и дешевым источникам энергии.
Начиная с нефти, отрасли, которая нуждается в постоянных инвестициях, чтобы просто стоять на месте. Эмпирическое правило гласит, что нефтяные компании должны ежегодно выделять около четырех пятых своих капитальных затрат только на то, чтобы не допустить истощения своих запасов. Тем не менее, ежегодные капитальные вложения отрасли упали с 750 миллиардов долларов в 2014 году (когда цены на нефть превышали 100 долларов за баррель) до примерно 350 миллиардов долларов в этом году, считает Саад Рахим из Trafigura, крупного трейдера. Банк Goldman Sachs сообщает, что за тот же период текущая добыча в течение нескольких лет, удерживаемая в резервах некоторых из крупнейших мировых проектов, упала с 50 до примерно 25. В прошлом году сокращения предложения временно удалось не допустить, поскольку Пандемия covid-19 снизила спрос на нефть. Но как только мировая экономика начала восстанавливаться, сокращение предложения было лишь вопросом времени.
Промышленность обычно реагирует на устойчивый спрос и более высокие цены, вкладывая средства в бурение большего объема нефти. Но в эпоху декарбонизации это сложнее. Для начала, крупные частные нефтяные компании, такие как ExxonMobil и Royal Dutch Shell, заставляют инвесторов относиться к инвестициям в нефть и газ как к рыбе недельной давности. Это происходит либо потому, что их акционеры рассчитывают, что спрос на нефть в конечном итоге достигнет пика, что сделает долгосрочные проекты нерентабельными, либо потому, что они предпочитают владеть долями в компаниях, поддерживающих переход на чистую энергию. Несмотря на то, что цены растут, инвестиции в нефть вряд ли увеличатся. Экономист рассмотрел прогнозы капитальных затрат 250 крупнейших мировых производителей сырьевых товаров в 2022 году по сравнению с 2019 годом. В то время как горнодобывающие и сельскохозяйственные компании прогнозируют значительный рост капиталовложений, ожидается, что инвестиции в энергетику сократятся еще на 9%. Вместо этого нефтяные компании возвращают акционерам излишки наличности.
Еще один фактор, сдерживающий инвестиции в нефть, - это поведение стран ОПЕК +. Полвека относительно низких цен в «эпоху изобилия», которая достигла своего апогея с падением цен в начале пандемии, опустошили государственную казну. Это сократило финансирование инвестиций. По мере восстановления цен приоритетом правительства является не расширение нефтедобывающих мощностей, а поддержка национальных бюджетов. Более того, государственные производители проявляют осторожность, опасаясь, что новая вспышка случаев заболевания COVID-19 может снова повлиять на спрос. И, как говорит Освальд Клинт из инвестиционной компании Bernstein, многие задаются вопросом: «Почему бы пока позволяет ситуация просто не насладиться такими высокими ценами?» В любом случае, даже если ралли в конечном итоге вдохновит на инвестиции, потребуется несколько лет, чтобы ощутимо увеличить объем производства.
Снижение инвестиций в нефть оказывает побочный эффект на добычу природного газа, который часто является побочным продуктом бурения нефтяных скважин. К этому следует добавить нехватку терминалов сжиженного природного газа (СПГ) для транспортировки газа из мест, где он остается относительно легкодоступным (Америка), в те, где его меньше (Азия и Европа). Учитывая, что на строительство объектов уходит много времени, ожидается, что отсутствие свободных терминальных мощностей в Америке продлится как минимум до 2025 года.
Проблематичнее всего инвестировать в энергетический уголь. Даже в Китае и Индии, где есть большие трубопроводы к новым угольным электростанциям, настроение резко изменилось. Тем не менее, учитывая, что Китай потенциально приближается к холодной зиме, а Индия борется с поставками, он, возможно, инвестиции в уголь переживают свою последнюю агонию.
Все это ставит производителей ископаемого топлива в затруднительное положение. Падение инвестиций может позволить некоторым инвесторам в нефть, газ и уголь вести себя как бандиты. Но чем дольше цены будут оставаться высокими, тем более вероятно, что переход к чистой энергии в конечном итоге похоронит отрасль ископаемого топлива. Тем временем потребители должны приготовиться к еще большему дефициту. Эпоха изобилия закончилась.