1 minute
В начале января в Стамбуле состоялась церемония запуска газопровода «Турецкий поток», по которому российский газ будет поставляться в обход Украины в страны Балканского полуострова и Восточной Европы. А в декабре США ввели санкции и заблокировали строительство другого обходного проекта – «Северный поток-2». Об угрозах турецкой магистрали, перспективах достройки северного газопровода, а также реализации правительством Украины стратегии повышения энергоэффективности, в эксклюзивном интервью UA.News рассказал эксперт по энергетике, советник по энергетическим вопросам премьер-министра Словакии в 2010-2012 годах и член группы советников правительства Украины в 2016-2019 годах Карел Хирман.
ИСТОЧНИК: UA.NEWS
20 декабря президент США Дональд Трамп подписал закон о военном бюджете страны на 2020-й год, в котором предусмотрено введение санкций против газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». После этого швейцарская компания Allseas приостановила укладку труб «Северного потока-2», другие компании также отказались от реализации проекта. Есть ли шанс, что газопровод всё-таки достроят и он заработает, как об этом заявили Германия и Россия?
Карел Хирман: Решение о введении санкций США против компаний, которые сооружают «Северный поток-2», было одним из ключевых моментов, которые заставили Кремль и «Газпром» пойти на уступки и подписать транзитный контракт с Украиной. Кроме того, заключения транзитного договора удалось достичь благодаря последовательной позиции и поддержке Европейской комиссии и её вице-президента Мароша Шефчовича, а также позиции Берлина и Парижа, которые неоднократно высказывались в поддержку украинского транзита. Не последнюю роль сыграли и результаты встречи «нормандской группы» в Париже, а также переговоры между президентами Украины и России.
Однако не нужно полагать, что американские санкции навсегда остановили достройку «Северного потока-2». В этом контексте, я всегда привожу пример из истории. В конце 70-х – начале 80-х годов ХХ столетия, в период «холодной войны» и «железного занавеса», СССР договорился с тогдашней Западной Германией и Францией о строительстве мощного газопровода «Союз». В ответ, президент США Рональд Рейган и премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, ввели санкции против этого проекта. Но магистраль всё равно была построена и введена в эксплуатацию. Поэтому я не сомневаюсь, что если сегодня Германия, либо другие большие «игроки» в ЕС, захотят достроить «Северный поток-2», он будет достроен и заработает. И я не вижу, чтобы Берлин хотел кардинально изменить свою позицию и полностью отказаться от достройки этой магистрали.
«Если сегодня Германия, либо другие большие «игроки» в ЕС, захотят достроить «Северный поток-2», он будет достроен и заработает»
Кроме того, с подписанием транзитного контракта между Украиной и Россией, мы уже имеем «на столе» совершенно другую игру: украино-словацкий транзитный коридор, против потенциального «Северного потока-3». Но боюсь, пока что в Киеве эту угрозу не замечают и не осознают полностью.
Санкции США против «Северного потока-2» и «Турецкого потока» — это желание помочь Украине сохранить достаточный транзит, или лоббирование американцами своих энергетических и геополитических интересов?
Карел Хирман: Соединённые Штаты, как любое другое государство или объединение стран, всегда вводят санкции, прежде всего, для защиты либо продвижения своих ключевых политических и экономических интересов.
В данном случае, обратите внимание на «тайминг» и контекст введения санкций против «Северного потока-2». Если бы администрация Дональда Трампа, и он лично, на самом деле хотели остановить строительство обеих газопроводов, то он бы ввёл санкции ещё год назад. Но «Турецкому потоку» ограничения не помешали, ведь магистраль уже была практически построена. Также санкции не испортили отношения Трампа с президентом Турции Реджепом Эрдоганом.
Санкции США против «Северного потока-2», заставили президента РФ Владимира Путина пойти на уступки в переговорах с Украиной и создали проблемы канцлеру Германии Ангеле Меркель. Но они не «заморозили» проект окончательно, а лишь сдвинули сроки его достройки и запуска в эксплуатацию. Одновременно американские компании закрепили поставки сжиженного газа на энергетические рынки стран ЕС, в частности Германии. И Дональд Трамп сделал это в условиях большого давления из-за процедуры импичмента и в начале года, в котором в США состоятся президентские выборы.
Каковы перспективы собственной добычи газа в Украине? Достаточно ли шагов предпринимает новый Кабинет министров в этом направлении?
Карел Хирман: Я очень недоволен результатами работы в этом направлении. Это вопросы как к бывшему, так и действующему правительству, а также к государственным органам и группе «Нафтогаз». Мне кажется, что со внедрением энергоэффективности и сохранением транзита, Украина может достичь такого уровня добычи и потребления газа, что уже через 4 года превратится если не в самого крупного, то, по крайней мере, в достаточно привлекательного экспортера «голубого топлива» в страны Евросоюза. Это существенно повысило бы и укрепило позицию страны не только на энергетическом рынке Европы, но и на международной политической арене в целом, а также в контексте противостояния с Россией.
Ещё одна проблема – это прозрачная выдача и управление лицензиями на добычу газа. Здесь на центральном уровне сделано много шагов, но не менее важно системно изменить ситуацию в регионах, которые также играют немаловажную роль в этом процессе. Добыча газа – это как раз тот сектор, где Украина может и должна сама справиться и найти решения. Это не проблемы транзита, где идет сложная международная игра с достаточно ограниченными возможностями Киева.
В целом, то, как украинцы решают проблему повышения добычи газа, для меня является сигналом, как на самом деле реально справляются с реформой энергетики, управлением своей страной и решением своих главных интересов.
Как Вы оцениваете решения новой власти касательно повышения энергоэффективности? Изменилось ли что-то кардинально по сравнению с «эрой» Петра Порошенко?
Карел Хирман: Задача новой власти – полностью наладить работу и профинансировать подготовленные ещё правительством Гройсмана системные проекты. В первую очередь, это касается Фонда энергоэффективности для домохозяйств, где я наблюдаю прогрессивные шаги.
Кроме того, нынешнему правительству важно заниматься подготовкой программ повышения энергоэффективности для государственного и публичного секторов, а особенно – для индустрии. Это очень сложный, но и очень актуальный вопрос. Находясь в Киеве в 2019-м году, я не ощутил понимания украинскими властями и компаниями того, что в Европе всё более важной становится «зелёная политика». А ведь уже в нынешнем году её цели и системные решения, начнут непосредственно влиять и на Украину.
«Нынешнему правительству важно заниматься подготовкой программ повышения энергоэффективности для государственного и публичного секторов, а особенно – для индустрии»
Внедрение энергоэффективности – это один из главных шагов для сохранения конкурентоспособности своей индустрии и экспорта, продвижения реформ в энергетике, а также повышения социального уровня жизни граждан. Другими словами, это уже вопрос не только энергосбережения, но и дальнейшего развития индустрии, производства, а также сферы транспорта и услуг.
Солнечная энергия не очень выгодна и окупаема по причине невозможности генерации электроэнергии в ночное время. Но ветер есть почти всегда. Каковы перспективы развития ветроэнергетики в Украине, учитывая опыт стран Европы?
Карел Хирман: Касательно солнечной энергетики, Вы не совсем правы. В последнее время экономическая эффективность этого вида энергетики, существенно возросла. Один мегаваттчас энергии, которая сегодня генерируется из Солнца, уже приблизительно равняется мегаваттчасу энергии, производимой из угля или мазута. Другое дело – это промышленные выбросы и размеры компенсаций за них. Но сама технология солнечной энергетики, стремительно улучшается и дешевеет. Нюанс ещё в том, что в Европе это немножко другая тема, и тамошняя ситуация не похожа на неоправданно высокие тарифы на солнечную энергию в Украине.
Не исключено, что в связи с бурным развитием рынка электромобилей, солнечная энергия позитивно повлияет и на инновационные технологии в производстве батареек (акумулляторов), которые можно будет использовать как в домах, так и в распределительных сетях. В совокупности с солнечными панелями, это уже сегодня создает довольно интересные решения.
Ветроэнергетика также развивается динамичными темпами. Но в этой отрасли многое зависит от реальных погодных, а также долгосрочных и прогнозируемых условий. Наиболее подходящие места для ветроэлектростанций, в большинстве случаев, расположены на побережье морей. Хотя и в середине континентов можно найти районы с достаточно сильным и постоянным ветром.
В целом, главный принцип «зеленной энергетики» заключается в распределении новых мощностей исключительно через прозрачные аукционы, а также поддержка установок на месте потребления: дома, индустриальные базы и торгово-административные центры.