1 minute
Владельцы облэнерго не в восторге от принятых энергорегулятором RAB-тарифов. Активнее всего новые правила критикуют в лагере донецкого бизнесмена Рината Ахметова, который контролирует значительную часть рынка распределения электроэнергии.
Источник: Oilpoint
С начала 2021 года облэнерго получили возможность перейти на стимулирующее или так называемое RAB-регулирование. Такое решение 26 августа приняла Нацкомиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
В конце октября Регулятор утвердил инвестиционные программы трех предприятий: «Тернопольоблэнерго», «Ривнеоблэнерго» и «Кировоградоблэнерго». А затем установил для них стимулирующий тариф на распределение электроэнергии.
Что это означает? Если раньше облэнерго работали по схеме «затраты+», по которой НКРЭ утверждал расходы компании и добавлял несколько процентов «нормы прибыли», то теперь в тариф заложены средства на модернизацию и строительство инфраструктуры, и зависят они от стоимости активов облэнерго – фактически от стоимости самой компании.
НКРЭ установила ставки доходности 3% на «старую» базу активов и 16,74% — на «новую». Таким образом, если облэнерго оценивается в 1 млрд гривен, то на модернизацию оборудования в тариф будут заложены 30 млн гривен.
Несмотря на то, что новые условия позволят облэнерго получать дополнительные средства на развитие изношенной инфраструктуры, владельцы облэнерго не в восторге от инициативы НКРЭ.
Активнее всего введение новых тарифов критикуют в стане ДТЭК Рината Ахметова, который контролирует более трети рынка облэнерго. В холдинге заявили, что принятые регулятором ставки доходности облэнерго не имеют экономических стимулов к инвестициям.
Это не удивительно: в такой ситуации отдельно взятое облэнерго, благодаря RAB-тарифам может привлечь в лучшем случае до сотни миллионов гривен в год, а содержание энергетической инфраструктуры обходится в миллиарды гривен.
Между НКРЭ и ДТЭК заискрило
Изначально конфликт между НКРЭ и ДТЭК выглядел как обычная перепалка. После заявления ДТЭК члены Регулятора обратились в ГБР с заявлением о давлении со стороны ряда нардепов, обвиняя тех в лоббировании интересов ДТЭК.
В компании донецкого бизнесмена обращение НКРЭ в ГБР назвали давлением на частный бизнес, а их действия – попыткой переложить на других ответственность за невыполнение своих прямых обязанностей.
Но с октября конфликт вокруг НКРЭ оказался в судебной плоскости. Причем поданные иски касаются не стимулирующего тарифообразования, утвержденного регулятором, а процесса назначения членов комиссии.
В начале октября в ОАСК началось слушание иска нардепа Михаила Волынца против Кабмина – близкий к группе ДТЭК депутат требует признать назначение Валерия Тарасюка главой НКРЭ незаконным, так как перед назначением он не проходил специальную проверку.
Параллельно в ОАСК рассматривается отмена протоколов конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должности членов регулятора.
Неделей позже, 3 ноября, группа в составе 50 депутатов (фракции «Батькивщина» и ОПЗЖ почти в полном составе, а также несколько представителей «Слуги народа» и «Европейской солидарности») подали в Конституционный суд представление о несоответствии президентских указов о назначении членов энергорегулятора.
Нардепы просят КСУ признать неконституционными указы 2018-2019 годов о назначении 7 членов НКРЭ: Елены Антоновой, Дмитрия Коваленко, Оксаны Кривенко, Руслана Кайдаша, Ольги Бабий, Алексея Магды и нынешнего главы регулятора Валерия Тарасюка.
Также депутаты просят признать неконституционными некоторые нормы законов, которыми регулируется назначение и деятельность членов энергорегулятора.
10 ноября Окружной административный суд Киева сообщил, что к ним обратились с требованием обязать Кабмин уволить Бабий. Кто истец по делу – в ОАСК не сообщали.
Не слишком стимулирующее регулирование
Основная претензия к утвержденным регулятором RAB-тарифам касается ставок доходности на старую базу активов, которая была установлена на уровне 3%. В ДТЭК заявляли, что Нацкомиссия не учла позицию участников рынка и экспертов в полном объеме.
В холдинге отметили, что система «затраты+», по которой о
блэнерго работают до конца 2020 года, предусматривала инвестиции в 1 км сетей в Украине на уровне 230 долларов.
Необходимый уровень инвестиций для полноценного возобновления и модернизации сетей оценивается в 1-1,2 тысячи долларов на 1 км, в то время как предлагаемая НКРЭ методика ограничивает инвестиции на уровне около 450 долларов на 1 км.
Соответственно, в ДТЭК сомневаются в целесообразности перехода операторов системы распределения на стимулирующее тарифообразование, перспективах успешного обновления инфраструктуры и удешевлении подключений.
Критики НКРЭ также указывают на то, что принятые ставки доходности не имеют под собой должного финансового обоснования.
Масла в огонь подлили и в Министерстве энергетики. 28 сентября и. о. министра Ольга Буславец направила на имя премьер-министра Дениса Шмыгаля письмо, в котором попросила дать поручение НКРЭ пересмотреть ставки доходности на «старую» базу активов для облэнерго.
Аргументы, которые приводит Буславец, удивительным образом совпадают с теми, которые использовали в ДТЭК, утверждая о необходимости пересмотреть ставки доходности облэнерго: подход НКРЭ не создает возможности привлекать инвестиции для модернизации активов и продвигаться в рейтинге Doing Business благодаря удешевлению подключений к сетям.
«Изначально в проекте методологии мы предлагали установить ставку доходности в 1% на «старую» базу активов. Когда разгорелась дискуссия между нами и лицензиатами, мы пригласили компанию Deloitte, которая провела моделирование различных вариантов рассчетов. Рассматривались разные сценарии со ставками доходности на старые активы в 1%, 3% и 5%», — объяснил в комментарии OilPoint член НКРЭ Дмитрий Коваленко.
Главным заданием было обеспечить возможность компаниям получать деньги через тариф и возможность привлекать кредитные средства на модернизацию старых активов облэнерго, на строительство новых, обслуживать эти кредиты и выполнять свои налоговые обязательства», — добавил он.
Почему 3% и когда это изменится?
Коваленко назвал три причины, по которым регулятор не стал устанавливать ставку доходности на старую базу активов на уровне более 3%.
«Во-первых, само понятие стимулирующего регулирования должно предусматривать определенные стимулы для инвестирования. Компании должны получить возможность заработать, но и потребители должны быть защищены от бездумного роста тарифа и иметь возможность оплачивать э/э по предложенному тарифу.
Во-вторых, в случае роста объемов полученных средств, возникают сомнения насчет возможностей компании освоить выделенные средства без увеличения стоимости на единицу строительства линии электропередач или закупки оборудования.
Большой объем инвестиций может повлечь за собой увеличение стоимости выполнения работ и стоимости материалов. В итоге, если взять крайний вариант, объемы работ не будут увеличиваться, зато возрастет их стоимость. Это тоже недопустимо, рост спроса на рынке должен быть постепенным.
В-третьих, компании получают возможность заработать эти деньги. Если включить в тариф все, что компании хотят или могут освоить, тогда вообще не стоит переходить на стимулирующее регулирование. У нас предусмотрен именно стимул: если компания привлекает внешние или собственные средства на выполнение инвестиционных программ, она получает доход – в виде 16,74% на привлеченный капитал. И эта доходность ей гарантирована на весь регуляторный период. Потребитель же получает меньший рост тарифа», — объяснил Коваленко.
Облэнерго в рамках стимулирующего регулирования также должны выполнить ряд требований. В частности, существенно сократить потери электроэнергии в сетях, уменьшить показатель SAIDI (индекс средней длительности перебоев в системе — Ред.) и сократить свои операционные затраты.
В НКРЭ также напомнили, что размер ставок доходности влияет и на тариф на распределение электроэнергии.
«При принятых нами ставках доходности тариф на распределение вырастет примерно на 20%, или на 14 копеек за КВт-час. При ставках доходности на «старую» базу активов в размере 6% тариф на распределение вырос бы на 40%, а окончательная цена электроэнергии для потребителя – на 28 копеек за КВт-час. Причем, это без учета других факторов. Это существенно.
Дополнительные 3% на «старую» базу активов – это плюс 10,4 млрд гривен в тарифах. Это дополнительная нагрузка на потребителя», — добавил Коваленко.
Период действия нынешних норм RAB-тарифов – 3 года, на протяжении которых ставки доходности и условия ее получения меняться не будут. В дальнейшем регуляторный период будет длиться 5 лет.
«На следующий регуляторный период мы сохраним принципы, заложенные в нашей методологии, а также будем оценивать деятельность компаний за первый регуляторный период.
Я не могу сказать, сохраним ли мы 3% доходности на «старую» базу активов, или же изменим ее в сторону повышения или понижения. Но мне сложно представить, что может случиться, чтобы мы увеличили норму доходности, учитывая финансовые показатели компаний при принятой ставке», — объясняет Коваленко.
По его словам, все средства, которые не будут освоены компаниями или же будут использованы не по целевому назначению даже в течение первого года, с тарифа будут сняты. Также предусмотрены штрафы для облэнерго за невыполнение установленных целевых показателей.
«В дальнейшем мы будем корректировать штрафные санкции – они будут ужесточены, ведь должны соответствовать доходам компаний. Мы обсуждали этот вопрос на открытых слушаниях при принятии методологии, и такая работа Комиссией уже ведется. Компании не должны использовать стимулирующее регулирование как бесплатное кредитование своей деятельности», — считает Коваленко.
Разницу в процентах сполна ощутит «Энергоатом»
Введение RAB-тарифов для облэнерго и повышение тарифа на распределение электроэнергии серьезно ощутят на себе предприятия, поставляющие электроэнергию бытовым потребителям в рамках PSO.
Сейчас механизм PSO возложен на «Энергоатом» и «Укргидроэнерго», которые обязаны покрывать разницу между фактической ценой электроэнергии и конечным тарифом для потребителей.
Если же для «Укргидроэнерго», которое поставляет по PSO лишь небольшую часть своего ресурса и имеет позитивные финансовые показатели, рост тарифа на распределение электроэнергии не критичен, то для «Энергоатома» ситуация выглядит куда хуже.
По словам Коваленко, если тариф для населения останется на прежнем уровне (0,9-1,68 грн за кВт-ч – ред.), нагрузка на «Энергоатом» и «Укргидроэнерго» вырастет на 5 млрд гривен. Или же эти деньги «лягут» на тариф «Укрэнерго».
«По предварительным подсчетам, в этому году объем PSO составит 52 млрд гривен. В следующем году, с учетом стимулирующих тарифов, он может вырасти до 57 млрд гривен. Но все зависит и от цены электроэнергии, которая сложится на рынке», — объяснил Коваленко.
В итоге группе Ахметова и остальным владельцам облэнерго ближайшие три года предстоит не только собственными средствами содержать инфраструктуру предприятий, но и выполнять взятые на себя обязательства, в частности по уменьшению нормативных технологических расходов электроэнергии в сетях.
Ситуация для владельца ДТЭК усложняется тем, что к моменту принятия следующих стимулирующих тарифов, которое запланировано на конец 2023 года, состав НКРЭ изменится не существенно. Под ротацию попадут лишь двое из семи членов Регулятора – Алексей Магда и Оксана Кривенко.
Однако повернуть ситуацию в противоположную сторону может Конституционный суд Украины. Какими будут последствия в случае признания указов о назначении нынешнего состава НКРЭ неконституционными – предсказать сложно.