Алексей Дубовский: "Наши амбиции — превратить украинский рынок в газовый хаб"

О новых биржевых инструментах и роли биржи в рыночном регулировании энергорынков

Источник: Энергобизнес

Рынки электроэнергии и природного газа все еще находятся на стадии становления, их реформирование продолжается. В этом контексте выход на биржу для участников рынка газа и электроэнергии стал новым этапом развития. Какие возможности это даст участникам рынков газа и электроэнергии? Чем это обернется для покупателей энергоресурсов?

Подробнее о новых биржевых инструментах, увеличивающейся роли биржи в рыночном регулировании энергорынков (и не только) глава Биржевого комитета Товарной биржи "Украинская энергетическая биржа" и сопредседатель правления Комитета по топливу и энергетике Европейской бизнес ассоциации (ЕВА) Алексей ДУБОВСКИЙ рассказал в интервью "ЭнергоБизнесу".

— Вы восторженно высказались о принятом парламентом и уже подписанном президентом Законе №738-IX "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения привлечения инвестиций и внедрения новых финансовых инструментов". Что это даст, в частности, для УЭБ?

— Этот закон разрабатывался достаточно длительное время рабочей группой, в которую, кроме депутатов, входили представители Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (регулятор этого рынка), представители Офиса Президента, ЕБРР, УЭБ и другие заинтересованные стороны и организации.

— О каких "новых инструментах" идет речь? Каким образом принятые изменения могут способствовать привлечению инвестиций?

— Главное, что этот документ узаконил такие понятия в украинском законодательстве, как дериватив, форвард, клиринг. Это биржевые инструменты, которые используются во всем мире и благодаря которым, прежде всего, энергорынки получают возможность более гибкой работы, что отражается в цене энергоресурсов для покупателей. Они же служат сигналом для инвесторов, что рынок прозрачен и уже потому привлекателен.

Закон дает один год, чтобы привести деятельность энергорынков в соответствие с его нормами. Биржа имеет право самостоятельно осуществлять клиринг центрального контрагента до 1.01.23 г. и дальше, если не будет создано центрального контрагента.

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ:

Деривативы основные (как это имеет место и сегодня) — это форвард, фьючерс, опцион, своп и их разновидности (например, опцион на фьючерс, своп-опцион).

НКЦБФР также может отнести к деривативам и другие виды контрактов (договоров) в соответствии с критериями, установленными в Законе №738-IX.

Фьючерс — контракт, который заключается участниками только на бирже с обязательным посредничеством центрального контрагента.

Форвардные сделки — как правило, это контракт, который заключается непосредственно между субъектами хозяйствования, но с целью снижения риска контрагента. Стороны такого контракта могут осуществлять клиринг через центрального контрагента или субъекта, который имеет лицензию на осуществление клиринговой деятельности по определению обязательств.

— То есть возможность подготовиться существует?

— Безусловно. Принятый Закон дает новые возможности для работы, прежде всего, энергорынков. Можно сказать, устанавливает более цивилизованные правила игры на этих рынках.

Следует отметить, что Украинская энергобиржа и сегодня предоставляет клиринговые услуги (в понимании Закона №738-IX) — осуществляет клиринг обязательств участников торгов: определяет, рассчитывает обязательства участников торгов (в деньгах и в товаре) друг перед другом и перед биржей (до торгов, в ходе торгов и по их окончании); применяет к участникам торгов гарантийное обеспечение, механизмы компенсации, штрафов и пени.

К участникам биржи применяется комплаенс в зависимости от продуктов, используется тот или иной "набор" инструментов управления рисками, чтобы снизить риск невыполнения участниками торгов их обязательств по заключенным на бирже сделкам. Сейчас просто все эти процессы описаны в законе.

— Каким образом/способом это будет стимулировать развитие энергорынков?

— От НКЦБФР потребуется создание и утверждение массы нормативных документов (так называемая "вторичка"). Надеемся, что за год до введения закона в действие Нацкомиссия с этим справится. Мы предложили свою помощь, готовы предоставить свои наработки и участвовать в процессе создания нормативной базы. Несмотря на это, после ее принятия УЭБ должна будет пройти процедуру соответствия и получить лицензии на ряд видов деятельности.

— Не видите конфликта интересов? Или это стандартный, но пока не узаконенный лоббизм? Вы участвуете в процессе создания нормативного законодательства, согласно которому УЭБ предстоит получить лицензии на новые виды деятельности?

— В чем конфликт интересов, если мы все стремимся к созданию наиболее приемлемых правил для всех участников открытого рынка? Лоббизм? Да, мы пытаемся донести до законодателей и регулятора весь спектр интересов участников рынков и наше видение, как найти взаимоприемлемый компромисс. Вы это называете лоббизмом?

— В том числе, но не называю — спрашиваю. Лицензии на какие виды деятельности предстоит получить УЭБ накануне вступления в силу вышеназванного закона?

— На первом этапе обязательным будет получение лицензии для организации торговли продукцией и лицензии на осуществление клиринговой деятельности по определению обязательств.

— Тема последних недель на рынке газа — небалансы. При этом каждый участник рынка газа по-своему представляет решение этой проблемы. У Вас есть аргументированный вариант решения этой задачи?

— Проблем с небалансами две. Первая — назовем ее "неспецифический трейдинг". Вторая — неоплаченные отборы газа (долги).

Если говорить о первой проблеме, то вариант ее решения, и это совсем не моя идея, - это четкая инструкция, описанная в панъевропейском сетевом кодексе Network Code on Gas Balancing of Transmission Networks (BAL NC). До его принятия TSO (ОСП — оператор систем передачи) выполняли балансировку сети посредством закупки газа долгосрочными контрактами или используя хранилища газа.

BAL NC был направлен на стимулирование ликвидности на краткосрочном рынке, а также на предоставление пользователям сети стимулов балансировать свои портфолио самостоятельно.

Так, целевая модель Регламента 312 и, соответственно, Кодекса ГТС состоит в том, чтобы участники рынка урегулировали свои небалансы самостоятельно на торговой платформе (бирже), а оператор ГТС выполнял лишь остаточную балансировку ГТС на этой же биржевой платформе. Это осуществляется посредством покупки/продажи краткосрочных стандартизированных продуктов. На основании результатов таких торгов и формируются маржинальные цены покупки и продажи газа. Эти цены должны быть мотивирующими (штрафными), чтобы участники закрывали свои небалансы самостоятельно.

Но в этом и причина первой беды. Уже полтора года работает рынок суточной балансировки, а Закон, который бы позволил Оператору ГТС закупать газ на бирже, не принят. Необходимый законопроект №3176 от 5.03.20 г. ждет своего рассмотрения Верховной Радой.

Таким образом, Оператор ГТС не совершал балансирующих действий путем продажи/покупки краткосрочных стандартизированных продуктов на бирже, а закупал газ для балансировки ГТС на ProZorro. Поставщиком около 84% таких закупок был "Нафтогаз". Следовательно, на основании стоимости таких закупок на ProZorro рассчитывались маржинальные цены.

Несмотря на то, что тендерная процедура содержала формулу, которая якобы должна была приводить цену закупки в соответствие с рыночной ценой, реальность была другой. Так, маржинальные цены всегда отличались от рыночных и точно не мотивировали участников урегулировать свой небаланс.

Например, маржинальная цена покупки — 3670 грн за тыс куб м, а цена на рынке (бирже) — 4370 грн за тыс куб м. То есть участникам рынка выгодно создавать негативный небаланс — отбирать газ из ГТС и платить за него цену Оператору ГТС, что гораздо ниже рыночной. Этот механизм давно стал инструментом спекуляций отдельных участников. Были периоды, когда более выгодным было создавать искусственный позитивный небаланс.

Вот почему я назвал эту проблему "неспецифический трейдинг": Оператор ГТС покупает газ на ProZorro, чтобы перепродать его путем коммерческой балансировки.

Оператор ГТС — не трейдер, он не должен заниматься продажами и покупками газа, чтобы на этом кто-то зарабатывал. Он отвечает за безопасную эксплуатацию ГТС. Если он видит, что отборы больше, чем вводы в систему, он должен закупить газ, если ввод больше — продать излишки, но его роль остаточная, он должен это делать, если кто-то не смог сам закрыть свой небаланс.

Кстати говоря, ProZorro не предназначена для торговли стандартизированными товарами, во всем мире это функционал бирж, и МЭРТ распространило письмо, рекомендующее участникам рынка ориентироваться на цены импортного паритета и цены торгов на нашей бирже.

Я не могу сказать, что участники рынка видят решение этой проблемы по-разному. Все знают, что должна заработать биржа на краткосрочном рынке и сейчас, кажется, мы все пришли к этому. Оператор ГТС также активно включается в процесс открытия рынка.

Относительно второй проблемы — неоплаченных отборов, то это не совсем вопрос балансировки.

17 августа состоялось заседание НКРЭКУ, в ходе которого высказались представители практически всех участников рынка газа по поводу балансировки, а точнее, в связи с проектом решения регулятора об изменениях в Кодекс ГТС.

— Вы также были участником этой оживленной дискуссии. И…

— Еще раз задекларировал готовность Украинской энергетической биржи запустить торговлю краткосрочными стандартизированными продуктами для возможности участникам сбалансировать свои портфолио, а Оператору ГТС — сбалансировать сеть.

Биржевые торговые системы давно интегрированы с Оператором ГТС и Ощадбанком для использования эскроу-счетов. Все понимают, что это единственный вариант наладить нормальную работу рынка суточной балансировки. (Интервью состоялось до принятия решения НКРЭКУ об изменениях в Кодекс ГТС — Ред.)

— Как Вы считаете, почему и действительно ли ОГТСУ не имеет возможности ежедневно выходить на биржевую площадку, например УЭБ, для регулирования небалансов рыночным способом?

— Всегда на этот вопрос будет два ответа. Первый — Оператор ГТС может закупать газ без ProZorro. К этому склоняются многие, ведь Закон "О публичных закупках" содержит перечень товаров, которые могут закупаться отдельными субъектами без применения процедуры. Причем речь идет о газе для балансировки ГТС и для покрытия технико-производственных нужд. Ведь почему законопроект о внесении изменений в закон о закупках не был принят ранее, хотя не единожды такие инициативы были? Потому что приходил ответ на законопроекты от ЦОВ: такой закон не нужен, действующее законодательство позволяет закупать TSO газ не на ProZorro.

Но, очевидно, есть и другое мнение у юристов Оператора ГТС и их юридическое обоснование, что он должен делать. Сейчас у нас есть внутренняя рабочая группа с Оператором ГТС, мы обсуждаем возможность, чтобы Оператор "стоял в стакане" на покупку/продажу газа на бирже на ежедневной основе для ПТН (производственно-технологических нужд). Поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее. И конечно ждем принятия законопроекта №3176 уже в ближайшее время.

Еще мы планируем в ближайшее время запустить торговую платформу, работающую по принципу двустороннего встречного аукциона — “биржевой стакан” — для "уторговки" небалансов участниками. Надеюсь, им это будет интересно, поскольку сейчас наблюдаются сложности со спуском/подъемом газа в ПХГ, и этот инструмент может заработать.

— Что еще предпримет Украинская энергетическая биржа, чтобы закрепить за собой право первенства в торговле энергоресурсами?

— Уже предприняла. Между Министерством энергетики Украины, Секретариатом энергетического сообщества, ЕБРР и Украинской энергобиржей подписан меморандум о развитии биржевой торговли, условно говоря, о развитии биржи газа европейского образца на базе Украинской энергетической биржи.

— Это будет отдельная платформа?

— Нет, биржа газа будет развиваться на базе УЭБ. Подписанты меморандума будут консультировать нас по вопросам европейского энергетического законодательства, особенностям использования новых биржевых инструментов, лучших мировых практик, помогать с экспертизой и т. д. Биржа сейчас проходит процедуру дью дилидженс у одной из компаний Большой четверки. Первое, на что направлены наши усилия, — запуск краткосрочного рынка природного газа.

— Звучит многообещающе. Но меморандум ни одну из сторон юридически ни к чему не обязывает. Тем не менее, УЭБ намерена стать не менее влиятельной, чем, например, нидерландская TTF?

— По большому счету, да. Но наша самоцель — это не стремление, чтобы УЭБ стала влиятельной, наша задача — строить конкурентный рынок газа в Украине, и, да, Украина имеет больший потенциал и возможности, чтобы стать одним из крупнейших хабов в Европе.

— Громкое заявление…

— Мы же не только меморандум подписали. Мы серьезно работаем, чтобы стать биржевой площадкой, прежде всего, для прозрачной торговли энергоресурсами. Выход "Нафтогаза" на нашу биржу год назад стал очередным толчком в торговле природным газом. Но если посмотреть на динамику торгов первого полугодия 2020 г., то из 750 млн куб м— только 250 млн куб м газа - продажи "Нафтогаза". На нашу биржевую площадку пришли частные добывающие компании и трейдеры. У нас уже торгуются более 300 трейдеров, и отечественных, и европейских. Поэтому я надеюсь, что рынок газа будет эволюционировать и развиваться в нужном всем нам направлении.

Объем реализации энергоресурсов на Украинской энергетической бирже (2017-2019 гг.)

Ресурс/товар

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Нефть и газовый конденсат, т

126 538,00

93 000,00

601 745,10

Нефтепродукты, т

619 610,00

433 764,06

305 608,00

Природный газ, тыс куб м

137 056,50

158 554,21

386 462,65

Сырье и другая продукция, т

12 250,00

35 025,00

56 200,00

Сжиженный газ, т

39 771,00

149 266,07

130 267,00

Электроэнергия, МВтч

-

-

45 128 101,00

Необработанная древесина, тыс куб м

-

-

137,30


ИСТОЧНИК
ТБ "Украинская энергетическая биржа".

— Если на Вашей бирже торгуются три сотни трейдеров, почему Оператора ГТС на ней нет? Это же в его интересах…

— Наша торговая система интегрирована с Оператором ГТС и Ощадбанком для совместной работы. Как только Оператор ГТС примет решение, мы готовы к ежедневным торгам. Глава ОГТСУ Сергей Макогон говорит о намерениях оператора это сделать в ближайшее время.

— А если С. Макогон не будет возглавлять ОГТСУ? Например, его пригласят на более интересную и высокооплачиваемую работу? Что будет с проектом сотрудничества биржи с Оператором ГТС?

— Мы разработали "дорожную карту" работы по сути газовой биржи без относительно к именам. Если придется, что ж, будем знакомиться с новым главой Оператора ГТС.

Сейчас первоочередная задача — внести изменения в Закон "О публичных закупках". Во-вторых, научить всех участников рынка газа работать в этой платформе. В-третьих, это работа с Ощадбанком в части клиринга и расчетов. Если крупными мазками, это и есть "дорожная карта".

— Это Вы должны делать, т.е. биржа?

— Мы будем это делать. Мы это и по другим рынкам неоднократно делали. Также в борд биржи (своего рода консультационный/наблюдательный совет) войдут представители ЕБРР, Энергетического Сообщества, Министерства энергетики, возможно, Оператора ГТС, чтобы координировать работу по развитию биржи газа.

В 2020-2021 гг. рынок газа мы считаем приоритетным! И будем уделять его рыночному развитию основное внимание. Украина располагает ресурсами газа, газотранспортной инфраструктурой, подземными хранилищами газа, плюс ее географическое расположение - все это позволяет Украине стать крупным, ликвидным газовым хабом. Над этим мы и собираемся работать. Успех (технологии и системы), который будет достигнут на этом рынке, будет распространяться и на другие рынки УЭБ.

Запуск и развитие рынка газа нужно делать быстро совместно с "Нафтогазом", Оператором ГТС, участниками рынка, особенно с учетом вызовов, которые стоят перед Украиной в связи со строительством обходных газопроводов Турецкие потоки и Северные потоки. Это усугубляет риски транзита для Украины. Поэтому ликвидная торговля газом с привязкой именно к Украине настолько важна сейчас. Позже будем заниматься запуском фьючерсов на индекс Украинской энергобиржи.

— Столько лет слушаю профессионалов, пишу об этом. Хотелось бы воочию увидеть этот выстраданный хаб… Но все же речь не о нем. Вас не настораживают заявления директора ГПК "Нафтогаз Украины" Максима Рабиновича о том, что НАК намерена создать собственную биржу? В условиях жесткой конкуренции поставщиков газа за бытовых потребителей (после отмены ПСО) это звучит, как предупреждение. Располагая ресурсом "Укргаздобычи", НАК легко может обыграть вас…

— Вряд ли. Мы уже привыкли к подобным заявлениям. Идея не нова. До М. Рабиновича о собственной бирже НАКа заявлял Юрий Витренко. Но кто пойдет торговаться с "Нафтогазом" на его поле и с его ресурсом газа? Биржа должна быть равноудаленной от всех участников рынка. Не думаю, что “Нафтогазу” это нужно, поскольку в случае роста цен на газ, в “Нафтогаз” полетят первые камни от политиков и обвинения, что он — крупнейший участник рынка —заинтересован в росте цен.

Думаю, правильнее будет в стратегии “Нафтогаза” понемногу наращивать объемы продаж через биржу, чтобы участники не обвиняли его в превышении рыночной власти и использовании ресурса УГД в своих целях.

У нас с “Нафтогазом” плодотворное сотрудничество, мы обсуждаем возможность, чтобы и те и другие крупные энергокомпании были маркет-мейкерами на бирже. Поверьте, это намного лучше, чем создавать собственные биржи. Плюс представитель “Нафтогаза” является членом Биржевого комитета Украинской энергобиржи.

— Возможно, крупнокалиберные трейдеры, которые давно работают с "Нафтогазом", пойдут на его биржу?

— Им то зачем? Нелогично с точки зрения бизнеса. Если они сразу не продают газ "Нафтогазу", для них будет привлекательна открытая биржевая площадка с высокой конкуренцией и равными правилами игры. Украинская энергетическая биржа и является такой площадкой. В Европе большие энергокомпании выходят из капитала бирж, чтобы не давать поводов для обвинений в злоупотреблениях. Думаю, и Украина будет идти по этому пути.

— Вы возглавляете Биржевой комитет УЭБ и одновременно являетесь сопредседателем ЕВА. Как ваши европейские партнеры относятся к Вашим инициативам?

— Поддерживают и помогают. Комитет по топливу и энергетике ЕВА активно сотрудничает с представителями государственной власти и международными организациями, такими как Энергетическое Сообщество, ЕБРР, Группа Европейской комиссии по поддержке Украины, EFET и другими организациями во многих юридических и деловых вопросах.

Кроме того, Комитет является платформой для обсуждения проблем отрасли, консультирования и разработки нормативно-правовых документов.

Так что мое сопредседательство в Комитете по топливу и энергетике ЕВА — еще одна возможность для нашей биржи получить грамотную и, главное, своевременную консультацию по всем аспектам работы.

— Трейдеры и Энергосообщество продолжают настаивать на том, чтобы добываемый УГД природный газ не становился ресурсом "Нафтогаза", а хотя бы треть его (из 13-14 млрд куб м годовой добычи) продавалась на бирже.

— Желающих купить этот газ по рыночной цене достаточно. И вырученные средства "Укргаздобыча" могла бы направить на геологоразведочные работы и разработку месторождений газа. Но я не вижу возможности для нашей биржи увеличить продажи ресурса УГД. Разве что "Нафтогаз" увеличит долю продаж этого газа, как я уже говорил выше.

Если посмотреть объемы продаж природного газа на УЭБ, то они далеко не превалирующие. И хотя на нашей бирже торгуется наибольший объем газа, чем где-либо, этот сегмент еще не вышел даже на уровень самоокупаемости. Мы зарабатываем на других рынках. На ProZorro.sale мы зарабатываем 3% комиссии, на продаже газа у себя — на уровне 0.05%.

— При этом Вы заявляете, что этот и следующий год будет "газовым" для УЭБ?

— Мы давно и системно занимаемся рынком газа. Но невозможно всех сразу убедить и, тем более, обязать продавать газ на бирже. В Польше, например, законодательно обязали компанию PGNiG (аналог НАКа) продавать значительную часть газового ресурса на бирже, чтобы иметь референтные (рыночные) цены. Причем обязали продавать на бирже не только газ, но и электроэнергию.

Да, бизнес должен окупаться, но я давно не свожу вопрос к зарабатыванию денег. Есть задачи, которые должен выполнять каждый сознательный гражданин своей страны. Мы строим рынки, которые должны укреплять экономику всей страны. Без лишней скромности — да, мы хотим выполнять роль, которую выполняет EЕX на европейских рынках, мы готовы творить историю становления организованных рынков в Украине.

Но все же основная задача и цель биржи состоит в том, чтобы цена, которая складывается в результате открытых торгов, была рыночной, референтной. И участники торгов должны присматриваться и доверять этой цене. А, значит, доверять УЭБ.

Общий объем торгов — 50 млрд грн

ИСТОЧНИК

ТБ "Украинская энергетическая биржа".